Прайс-Лист
Фотоальбом
Статьи

Контакты

 

 

 

 

 

Статьи

Шоубизнес по русски - поучительная статья для начинающих!

подробнее

Искусство сведения. Визуальное руководство по звукозаписи и продюсированию. Книга. Д.Гибсон.

подробнее

Статья №2

В помощь сельскому звукорежиссёру или Project-студия N-ского райцентра.

Уф, наконец-то основная часть аппаратуры закуплена, оплачена, привезена или в пути. Проблем от этого не убавляется. Подразумевается, что за то время что производятся закупки, идет капитальный ремонт помещения студии, который по мере возможности следует контролировать из соображений, приведенных ниже.
Электробезопасность
Это основополагающий вопрос.
Не думаю, что настольной книгой нашего героя, да и коллег-звукорежиссеров является ПУЭ, ПТЭ и ПТБ, а также межотраслевые правила техники безопасности. НО! Давно ли вы сдавали ежегодные экзамены на третью группу электробезопасности? А ведь все мы работаем с электрическим напряжением до 1 кВ. И, соответственно, должны иметь два удостоверения: подтверждающие знания по технике эксплуатации электроустановок и по технике безопасности. А теперь представим себе кошмарную картину: главный концерт года в День молодежи закрывается не начавшись только из-за того, что производитель работ из "Электросети", обеспечивающий подведение питающей сети (скромной карболитовой розетки, свисающей со столба освещения) на площадке в местном парке, обнаружил, что у FOH-звукорежиссера нет удостоверений по ТБ, и быстренько смотал эту розетку со столба. Не читайте об этом на ночь!
Звукорежиссер (электротехнический персонал) должен знать безопасные приемы работы с электричеством и методы оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока и строить свою работу таким образом, чтобы исключить даже теоретическую возможность поражения электрическим током музыкантов, зрителей и себя, любимого. Надо сказать, что подход к спасению пострадавшего несколько изменился: прежде чем соберетесь оказывать первую помощь, убедитесь, что вы сможете это сделать, а лучше сначала позовите на помощь, иначе вместо одного трупа будет два. Из этих же соображений следует корректно пресекать поползновения особо эстетичных личностей к украшению сцены софитами из автомобильных фар и фотофонарей, соединенных древними проводами, перемотанными синей изолентой и включаемыми... в рассыпающийся тройник, который воткнут в свободную(!) розетку вместе с микшером и гитарным процессором лидер-гитариста.
Как известно из практики, постороннее напряжение на корпусах электрических приборов, процессоров обработки, усилителей, микрофонов вовсе не редкость (причем его величина может достигать 270 В!). Гитарист берет мощный аккорд, касается губами микрофона и отскакивает от него, произнося сами знаете что. Виноват перекос фаз в питающей сети, ну а если аппаратура еще и питается от разных фаз? И если у них (см. "Живой звук" П. Бьюика, жуткую историю про земляные петли) это невозможно, то у нас – сплошь и рядом. Остается заземлять аппаратуру, что согласно мануалу должно быть сделано еще до ее включения в сеть.
Открою страшную тайну: каждое здание должно иметь контур заземления и паспорт на него. Но это еще не все. Должен быть выведен щиток заземления, на котором имеется шина с болтом защитного заземления и две шины с болтами – измерительное заземление, относительно которых измеряется сопротивление рабочего (защитного) заземления. Но и это еще не все. Сопротивление защитного заземления должно измеряться два раза в год с оформлением протокола, где написано "Rз ? 4 Ом", хранящегося в паспорте этого самого заземления. Но это в помещении, на двери которого, кстати, должна висеть гостированная табличка "Помещение с повышенной опасностью". А на улице – фазник и переворот сетевой вилки на 180 градусов (переносное заземление – почти то же самое, что ежик в тумане: все про него слышали, но никто не видел).
В любом случае в помещении студии должно быть заземление, за помощью следует обратиться в местную "Электросеть" или узел связи, а если не помогут, то обратиться туда же, но через местную администрацию. Если контур заземления выполнен правильно, то неприятные ощущения от прикосновения к системному блоку и прочему оборудованию студии, а также применение различных шумоподавителей для удаления фона из записанных треков не для вас.
И еще несколько слов об электропитании. В студии все розетки должны быть выведены на одну фазу, их должно быть много, а автоматический выключатель должен быть заперт и недоступен местной уборщице и личностям вандального толка. Компьютер желательно снабдить блоком бесперебойного питания (дополнительные, но оправданные расходы) во избежание перестановки операционной системы и восстановления полузаписанных треков из временных (.TMP) файлов на жестком диске, а также более глобальных проблем (например, дымящегося системного блока или монитора).
Акустическое оформление помещения
Это важнейшая проблема, причем от вас не сильно зависящая. Более чем уверен: если вы, вооружившись справочником по акустике или более мощной литературой, сделаете расчет, то этот расчет никто не увидит, кроме вас. Бригада строителей-гастарбайтеров разделит одно помещение на три или больше, стеклопакет между акустической и операторской комнатами установит, но акмигран (или что подешевле из ассортимента гипсокартонной плитки) будет приклеен прямо на стены. Ну непонятно, зачем обшивать стены деревянными рейками 29,417 мм толщины, если можно прямо на стену плитку прилепить. А на разъяснения, что же такое "бутылочный резонатор", ответ может быть и таким: знаю-знаю, это когда в полупустую бутылку с пивом дуешь и она гудит!. И это в лучшем случае! А можно получить разгороженное помещение со стеклопакетом и голыми стенами. А на плитку деньги будут года через два! Творческих вам успехов! Подвесной пол? Сдайте бутылки и купите в телемагазине надувной матрас! И тогда выход один: ближайшая птицефабрика, покупка ячеек с их последующей расклейкой и раскраской под хохлому или граффити. А кому сейчас легко?
Безопасность жизнедеятельности
По санитарно-гигиеническим нормам помещение, в котором установлен компьютер, должен удовлетворять целому набору требований: вентиляция, освещенность, решетки на окнах, железная дверь, пожарная и охранная сигнализации и др. Страшная СЭС может, конечно, прийти и проверить студийный микроклимат, но это маловероятно.
В первую очередь необходимо поставить металлическую дверь с двумя замками вне зависимости от того, где расположена студия. Если есть возможность, следует оборудовать помещение охранной сигнализацией на вскрытие (кстати, сейчас практически повсеместно предоставляются услуги по выводу охраняемого объекта на пульт ведомственной или вневедомственной охраны за приемлемые деньги), иначе в один не очень прекрасный день вы обнаружите частичное или полное наличие отсутствия аппаратуры.
С освещением все просто: никаких люминесцентных ламп, только лампы накаливания. Люминесцентные лампы являются источником электромагнитных помех (имейте в виду, экранировать гитариста придется целиком), а если дроссель "дохнет", то и акустических. Помимо этого люминесцентные светильники в силу их принципа функционирования способны создавать стробоскопический эффект на движущихся поверхностях и компьютерном мониторе. Конечно, если есть катушечный магнитофон, это можно еще и увидеть, но и без него глаза от монитора будут уставать гораздо быстрее. Итак, в студии должно быть светло, а местный Моррисон свечку может и с собой принести (как известно, "The end" Джим записывал при свете свечи, да так здорово получилось, что звукорежиссер магнитофоны забыл выключить).
Вентиляция необходима, особенно в подвальном помещении, желательно бесшумная, хотя шумную на момент записи и выключить можно. Главное, чтобы в соседней комнате не было воинствующих ди-джеев, сводящих очередной эпохальный микс, или репетиции панк-рок группы.
Что касается температурного режима, то, если батареи (которые, кстати, вместе с трубами должны быть закрыты изолирующим щитом и недоступны для одновременного прикосновения к инструменту или аппарату) не греют или перегреваются, следует опять-таки в процессе ремонта (или через администрацию, если ремонт не производится) добиться решения этой проблемы, а также продумать, как разместить аппаратуру, чтобы при возможном прорыве трубы отопления она пострадала наименьшим образом. Сочетание высокой температуры и влажности губительно для динамиков, а также чревато расстройкой барабанов. Студия – место для творчества, а вдохновение – очень тонкая материя и хотя хор бабушек в телогрейках или топлесс бэк-вокалистки будут выглядеть забавно, о хорошем результате сессии можно забыть. Тем не менее телефон жека следует записать на видном месте. А для пущей эстетики надо бы повесить гигрометр, совмещенный с психрометром и термометром, возле двери в control room.
Общие технические вопросы
Коммутация и конфигурирование студии – весьма сложный и трудоемкий процесс.
Вот здесь и начинаются проблемы. Если вы относитесь к той счастливой категории людей, которым неведомы проблемы с гарантийным и послегарантийным обслуживанием электроники, вам можно только позавидовать. А если не относитесь?
Каждое устройство следует аккуратно распаковать, и, вооружившись мануалом, проверить работоспособность всех устройств и всех функций. От и до, не торопясь. Как только обнаружится что-то неработающее, нужно это запаковать обратно, приложить аккуратно написанную рекламацию и отставить коробку в угол. Если помещение студии готово к эксплуатации, желательно собрать на 3?5 дней звукоусиливающий тракт (включая гитарные и басовые комбо) по временной схеме и на средней мощности устроить техпрогон, возможно, выявится какой-нибудь дефект. После этого следует как можно быстрее отправить неисправную аппаратуру фирме-поставщику, потому что если это не сделать сразу, Отдел по делам молодежи заартачится и машину для перевозки может не предоставить. И придется использовать всю урезанную мощь аппаратуры во всем своем великолепии.
Тогда в ход пойдет следующий вариант: потребуется каталог(и) (с прайс-листами) электронных компонентов крупных фирм-поставщиков (например, "Чип и Дип" или других региональных представителей). Также не лишне обзавестись справочниками по импортным микросхемам и транзисторам плюс Интернет-ресурсы. И по истечении гарантийного срока можно смело вскрывать неисправный усилитель или комбик, дополнительно вооружившись мультиметром и осциллографом.
Ремонт, конечно, вещь неприятная: вместо того, чтобы работать со звуком, приходится работать отверткой и паяльником, но... При вскрытии двух пятисотдолларовых активных мониторов, сгоревших от перепада сетевого напряжения, может выясниться, что они собраны на интегральных усилителях-микросхемах, цена одной из которых 130 рублей. Причем в одном усилителе стоит трансформатор фирмы-производителя, а во втором – трансформатор с маркировкой "Made in India". А басовый комбик, перестающий фонить от удара по нему ногой, однажды от такого удара и сгорит. Причина – плохая пайка электролитических конденсаторов фильтра вторичного питания, из-за плохого контакта которых выгорает выходной транзисторный каскад. Его ремонт (два транзистора) обойдется в 100 рублей без стоимости дороги. И таких артефактов может вскрыться огромное количество. Единственный плюс в данной ситуации – схемотехника дорогих современных электронных устройств познана и побеждена своими силами. (Нам разум дал стальные руки-крюки!!!)
Таким образом, информацию по ремонту следует начать собирать с момента покупки оборудования. Все прайс-листы, по которым производилась комплектация аппаратуры студии, также нужно тщательно хранить для дальнейшего решения спорных вопросов.
Пока усилители прогреваются, самое время заняться настройкой компьютера. Если операционная система установлена фирмой-поставщиком и ее версия устраивает, остается установить необходимые драйверы, программы и плагины. В противном случае придется форматировать жесткий диск, дополнительно переразбивать его минимум на два раздела (С: – порядка 81-10 Гбайт под операционную систему и программы, и D: – под данные), а лучше на три: третий логический диск можно использовать для хранения дистрибутивов, архивов и законченных проектов (временно). Второй жесткий диск (если он есть) тоже можно разбить на два раздела. С установленной операционной системой разбивку винчестера можно произвести, к примеру, Partition Magic или другой аналогичной утилитой. Также потребуются Norton Utilities (System Works) или Fix It для устранения проблем в системе и дефрагментации жестких дисков, Acrobat Reader для чтения мануалов .pdf, архиватор и антивирус. После установки всех программ и драйверов, естественно, проверяется работоспособность звуковой карты на ввод/вывод. Желательно сделать следующее: дистрибутивы всех необходимых программ, установленных в системе, записать на CD-R(W) и хранить вместе с драйверами в отдельной коробке, потому что при капитальном сбое системы искать в большой стопке компакт-дисков нужный плагин (размером 1 Мб) утомительно и неэффективно. с той же целью необходимо иметь копию реаниматора Windows.
Если техпрогон не выявил ничего подозрительного, остались последние штрихи: расстановка аппаратуры и коммутация компонентов системы. Придется заняться пайкой необходимых кабелей и перепайкой разъемов. После этого собирается рабочая схема, и проверяется ее работоспособность. Пока студия официально не функционирует, самое время разобраться в нюансах работы купленных процессоров, используя руководства по эксплуатации, прослушать и привыкнуть к акустике помещения студии, усилителей, комбо, мониторов, наушников и т.д. Попутно выявятся "глюки" в работе компьютера. Можно "потренироваться на кошках": на полчаса позвать ближайшую рок-группу, и за это время попробовать подключить инструменты, настроить звук и записать их главный хит (так, для проверки своего уровня подготовки и просто на память им и себе). Вот и вся подготовка. Пора приступать к записи и обработке аудиоматериалов.
Но дальнейшие контакты с бухгалтерией лучше не прерывать, так как может выясниться, что необходимо еще что-то помимо намеченного. Например, при подготовке к концерту окажется, что входы четырех разномастных усилителей мощности в поселковом клубе, куда местная администрация может забросить проводить дискотеку или КВН, скоммутированы проводом ПВС вместо экранированного межблочного. И вход последующего усилителя включен в линейный выход предыдущего (через все цепи коммутации и темброблоки). В принципе-то при подаче сигнала эта система работает, но как! Поэтому после мероприятия, выслушав все упреки о качестве звука, нужно извлечь на свет прайс-лист, подобрать линейный сплиттер (дистрибьютер) на 1х4 стереоканала и двигаться с этим прайс-листом в сторону бухгалтерии. Не думаю, что там будут рады (к тому же некоторые фирмы не продают товар за безналичный расчет, если его цена ниже какого-то уровня), потому что такой суммы сейчас выделить не могут, а когда выделят – не смогут купить и т. д.
Но надо быть оптимистами. Студия открывается!




Прайс-лист

                                                    Copiright 2008 © Жем, веб-студия. www.zhema.ru